Понедельник, 06.05.2024, 07:35

МБДОУ "Детский сад №5 "Березка"

Меню сайта
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Открытые просмотры

 

Проект

«Экологическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе»

(краткосрочный)

воспитатель первой квалификационной категории

Андреева Л.А.

Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года.

Актуальность проекта: Воспитание у детей ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Проблема экологического воспитания сегодня волнует всех: ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в том мире, об особенностях взаимоотношения в этом мире.

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате, при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для нравственного воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.

В результате грамотного педагогического воздействия у детей формируется любовь к живой и неживой природе, уважительное отношение к растениям и животным как части природы, навыки рационального природоиспользования; возникает необходимость в обеспечении разностороннего ознакомления детей с явлениями живой и неживой природы на уровне доступных ему форм взаимодействия с ней.

Проект реализуется в рамках программы по экологии в детском саду по теме «Осень».

Проект включает в себя познавательно-исследовательскую деятельность.

В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать коллектив воспитанников в изучении данного вопроса, убедить в его значимости, дать возможность детям дошкольного возраста самостоятельно исследовать интересующую проблему и делать выводы.

Исследования и приобретенные практические знания, умения и навыки помогут ответить на проблемные вопросы и вопросы учебной темы, научат доступно, наглядно представлять сложный познавательный материал и связывать его с практической деятельностью.

Цель исследования: Формирование у дошкольников уважительного отношения к явлениям живой и неживой природы.

Задачи:

повысить уровень экологической культуры детей дошкольного возраста;

формировать практические навыки и умения разнообразной деятельности в природе;

обобщить и систематизировать знания детей о жизни животных, растений осенью;

дать представление о неживой природе;

научить детей умению отражать на рисунках признаки осени;

расширять и систематизировать знания детей о труде людей в осенний период;

доказать, что природа – это наше богатство, основной источник благосостояния.

Объект исследования: процесс формирования уважительного отношения к живой и неживой природе.

Предмет исследования: животный и растительный мир в осенний период. Неживая природа. Труд людей осенью.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

Ожидаемые результаты: в результате реализованного проекта дети приобретут:

знания о жизнедеятельности растений и животных, представления о различных природных объектах (воздух, вода, почва), представление о неразрывной связи человека с природой, желание беречь природу;

умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, выявлять причины происходящих изменений;

умение анализировать результаты наблюдений и опытов и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;

умение передавать в рисунке цветовые сочетания характерные для осени;

умение самостоятельно составлять композиции из природного материала;

умение играть в дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры по экологической тематике;

умение сотрудничать и работать в группе, умение решать проблемы;

навыки экологически правильного поведения в природе;

навыки ведения календарной природы, трудовые навыки;

выставка детских работ «Золотая осень», совместная работа детей и родителей «Осенняя фантазия»;

творческие рассказы детей на осеннюю тематику;

детский праздник «Капустница».

Этапы и сроки.

Методическая работа:

1 этап. Организационно-подготовительный (август).

Анализ и подбор методической литературы.

Доведение до сведения родителей и педагогов важность проблемы. Консультации.

Составление календарно-тематического планирования развивающих занятий и мероприятий.

2 этап. Основной (сентябрь - октябрь).

Игровая деятельность. Дидактические игры: «Живая - неживая», «Где чей дом?», «Собери и назови», «Найди признаки осени», «С какого дерева лист?», «Летят птицы», «Съедобное - несъедобное», «Вершки и корешки», «Что будет, если исчезнут…», «Что за гриб?». Игра - магазин «Семена». Подвижные игры: «Облака», «У медведя во бору», «Превращаемся в дерево».

Познавательная деятельность. Беседа об осенних изменениях в жизни растений, беседа о жизни домашних и диких животных осенью. Отгадывание загадок. Подбор пословиц и поговорок. Знакомство с народными приметами. Заучивание правил поведения в природе.

Исследовательская деятельность. Опыты: «Воздух», «Летающие семена». Наблюдение за погодой, за облаками. Наблюдение и ручной труд «Клён». Наблюдение «Куда пропали насекомые?». Экскурсия в осенний парк. Моделирование: «Условия необходимые для жизни растений», «Из каких частей состоит растение». Работа со схемой: «Кто, чем питается?», «Этажи леса».

Художественная деятельность. Чтение: «Четыре художника» Г. Скребицкого, В. Бианки «Пора спать», «Ночная тревога», И. Соколов-Микитов «Осень в лесу», «Белки», «Улетают журавли», Снегирёв «Как птицы и звери готовятся к зиме». Рассматривание репродукций И.И. Левитана «Золотая осень», «Вечерний звон», И.С. Остроухова «Золотая осень». Чтение и заучивание стихотворений на осеннюю тематику.

Изобразительная деятельность. Рисование осенних листьев. Рисование иллюстраций к сказке «Медвежонок и осень». Аппликация «Дары осени», «Птицы и облака». Конструирование «На лесной полянке».

3 этап. Заключительный (ноябрь).

Открытый просмотр занятия.

Выставка рисунков и поделок.

Обобщение опыта.

Детский праздник «Капустница».

Выводы:

1. Анализ образовательного пространства позволил выявить проблемные вопросы, наметить пути их корректировки.

2. Приобретенные практические знания, умения и навыки помогли ответить на проблемные вопросы, наглядно представили сложный познавательный материал и связали его с практической деятельностью.

3. В ходе выполнения проекта у дошкольников на данном этапе сформировалось представление о явлениях живой и неживой природы, о взаимосвязи животных и растений в природе.

4. Проведение разных форм работы по формированию основ экологической культуры, наблюдений, экскурсий, развивающих занятий привело к формированию уважительного отношения детей к живой природе.

 

 

 

Открытый просмотр воспитателя Кочетковой Л.И.

 

Открытый просмотр воспитателя Андреевой Л.А.

Открытый просмотр воспитателя Луниной Н.Н.

 

Открытый просмотр воспитателя Кучеровой Н.А.