Понедельник, 06.05.2024, 08:09

МБДОУ "Детский сад №5 "Березка"

Меню сайта
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Логопедическая служба

График работы учителя - логопеда

Понедельник     13.00-17.00
Вторник             09.00-13.00
Среда                   14.00-18.00
Четверг               09.00-13.00
Пятница           13.00-17.00
часы приёма родителей: среда с 17.00 до 18.00
                                             
Рабочая программа учителя-логопеда на 2023-2024, на 2024-2025 учебный год:http://berozka2012.ucoz.ru/rab.progr.log23-25.pdf

Рабочий журнал учителя- логопеда:http://berozka2012.ucoz.ru/rab.zhurnal_log.pdf

Логопедический проект "Су-джок":http://berozka2012.ucoz.ru/logopedsu-dxok.pdf

Занятие "Осень":http://berozka2012.ucoz.ru/zanjatie_log-osen.pdf

Игра с тактильными животными

Мягкие набивные животные стимулируют тактильное и эмоциональное развитие ребенка

Индивидуальные занятия  по теме «Автоматизация звука «Р».

Консультация для родителей на тему:

 «Речь на кончиках пальцев»

Подготовила учитель-логопед Казакова Н.А. 

                                                 Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. "Рука - это инструмент всех инструментов" заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита.

То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе:

Много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.

Необходимо читать ребенку.

Рассказывать обо всем, что его окружает.

Показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают.

И плюс к этому развивать мелкую моторику рук.

Значение развития мелкой моторики:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено.

Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Чем раньше вы начнете работу с ладошками, тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

Несколько интересных малышу занятий для развития моторики:

1. Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую.

2. Играйте с мозаиками и пазлами.

3. Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.

4. Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.

5. Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.

6. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.

7. Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.

8. Лепите вместе из пластилина.

9. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.

10. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых - круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.

11. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия - заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.

12. На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.

13. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству - лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод - отличная альтернатива играм.

14. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук. В специализированных магазинах и отделах вы сможете найти и другие развивающие игры.

15. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.

Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики - неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

«Пальчики здороваются»

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек»

Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Корни деревьев»

Корни деревьев сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

«Слоненок»

Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.

«Паучок»

Указательный палец левой руки смыкается с большим правой, указательный палец правой – с большим левой. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большими поочередно проделывают остальные пальцы.

«Моторчик»

Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

«Перетяжечки»

Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.

«Колечки»

Сомкнутые большой и указательный палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левой – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочередно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой – большое.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

 

«Почему так важно отвечать на вопросы детей?»

Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность или наличие познавательного интереса, которые проявляются в вопросах, особенно на пятом году жизни. Именно в этом возрасте детей называют «почемучками». Основой детских вопросов является активная мыслительная деятельность. Психологи выявили различные мотивы детских вопросов и на этой основе разделили детские вопросы на две группы:

1 группа

Познавательные вопросы

Например: «Почему у ёлки зимой зелёные иголки?», «Почему женщины носят каблуки?» и т.д. Дети спрашивают обо всём: о взаимоотношениях взрослых, о космосе, о боге. Детей чаще всего интересует что-нибудь таинственное, загадочное и мир взрослых.

2 группа

Коммуникативные вопросы

Например: «Что ты делаешь?» Ребёнок прекрасно знает ответ, но задаёт вопрос для того, чтобы войти в контакт.

Характер вопросов меняется от возраста детей. В 2-3 года дети обычно задают такие вопросы: «Что это?», «Что ты делаешь?», «Она какая?», «Чья это?» (коммуникативные вопросы). С 4-5 лет-это «почемучки», т.е. у детей появляется огромное количество познавательных вопросов. Например: «Почему облака плывут по небу?» или «Почему у дуба кривые ветки?». С 6-7 лет, как показывают учёные, количество  вопросов уменьшается. Одни учёные объясняют это тем, что ребёнок сам пытается найти ответ, имея уже некоторый жизненный опыт и опыт размышлений. Другие учёные считают, что количество вопросов уменьшается потому, что взрослые не умеют отвечать на вопросы детей, тем самым губят любознательность.

Как правильно отвечать на вопросы детей

  1. Надо знать и помнить, что вопросы ребёнок задаёт только тем, кого уважает, кого любит, кому доверяет.
  2. Любовь и доверие можно заслужить только добрым отношением к ребёнку, чем бы мы с ним не занимались.
  3. К любому вопросу нужно относиться внимательно, с уважением.
  4. Ответы на вопросы детей должны быть краткими, доступными, научными. Например: «Чем полезна липа?» (Цветки липы выделяют большое количество нектара, поэтому она считается лучшим медоносом. Пчёлы собирают нектар и вырабатывают мёд. Липовый мёд – прекрасное лекарство при простуде, как и настой из сушёных липовых цветков.)
  5. Необходимо учитывать опыт ребёнка и уровень его умственного развития, т.е. не обязательно всё рассказывать, а дать ему возможность подумать. Для этого необходимо задавать наводящие или встречные вопросы. Например: ребёнок задаёт вопрос: «Почему лев коричневого цвета?» Взрослый: «А как ты думаешь?», «А где живёт лев?», «А какого цвета песок?» и т.д.
  6. Если есть возможность найти ответ в книге вместе с ребёнком, нужно это делать. Здесь решается ещё одна важная задача - мы приобщаем детей к книге, к источнику знаний. Для этого можно использовать детские энциклопедии.
  7. На такие вопросы: как о войне, о жизни животных, о растениях и т.д. не обязательно рассказывать всё, а лучше дать краткий ответ и сказать: «Когда ты пойдёшь в школу – там тебе расскажут намного больше, намного интереснее». Таким ответом мы приобщаем детей к школе. 

Уважаемые родители!

Наблюдайте вместе с детьми, делитесь опытом, рассказывайте им об окружающем мире – это развивает у них любознательность, а значит, многочисленные вопросы, на которые надо научиться терпеливо и умно отвечать.

Консультация для родителей на тему:

«Формирование интереса ребенка к речевой активности».

 

            Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его рождения. Мать разговаривает с ним тогда, когда малыш не в состоянии что-либо воспринять и понять. Но уже к началу первого года жизни в речи ребенка появляются первые упрощенные слова.

Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок  должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Поэтому важно обращать большое  внимание родителей на роль слуха в развитии речи ребенка.

На протяжении всего дошкольного детства он активно проявляет интерес к речевому общению не только с взрослыми, но и со сверстниками. В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. В процессе ознакомления с окружающим, художественной литературой, ребенок начинает осознанно относиться к речи взрослых. Он начинает чувствовать выразительные средства языка, замечает оттенки значений слов, их грамматическую форму. Он активно использует эти средства в своей речи в повседневной жизни.

В семье для ребенка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, братьями, сестрами, получал от них новые знания, обогащал свой словарный запас, учился строить предложения правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

При затруднении общения и неактивности ребенка, большое внимание надо уделять такому виду деятельности как - игра. В играх лучше развивается личность ребенка, его речь и навыки общения. Закрепляются навыки свободного и активного речевого общения в инсценировках, пересказах, сюжетно-ролевых играх.

В возрасте 4-5 лет дети должны знать и называть предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Кроме существительных и глаголов в речи ребенка появляются другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. В речи должны преобладать распространенные предложения. Ребенок самостоятельно может передавать содержание сказки, прочитать наизусть стихотворение, исполнять небольшие роли в инсценировках. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка. Речь становится чище, отчетливей, осознанней. У детей возрастает интерес к речевой активности.

Логопедическая служба

Учитель – логопед Казакова Надежда Анатольевна
 Логопедическая деятельность в ДОУ – это большая коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, направленная на выявление неправильного звукопроизношения и квалифицированную подготовку детей к школе.
1. Материалы для логопедического обследования, альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования психических процессов, звукопроизношения, речевых умений и навыков.
2. Дидактические материалы и учебно-наглядные пособия.
 Лексико-грамматическая сторона речи: папки по лексическим темам.
Картотека картинок по формированию ЛГК.
Демонстрационный материал.
Комплекты карточек.
 Схемы предлогов пространственного назначения.
 Коррекция звукопроизношения: Настольные логопедические игры со звуками С, З, Ц, Ш, Ж, Л, Р
Дидактические игры по автоматизации звуков и развитие речевого выдоха.
Картотеки.
Развитие мелкой моторики: пазлы, массажные мячи, игра «Шнуровки», мягкий конструктор. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: пособия для различения неречевых звуков. Дидактические игры на различение парных звонких – глухих согласных, на различение твердых – мягких согласных звуков. Альбом дидактических игр на развитие фонематического слуха. Материал для развития навыков звуко-буквенного анализа и синтеза и обучения грамоте: пеналы для проведения звукового анализа. Символы звуков. Схемы предложений. Настенное пособие «Паровозик. Дидактические игры на деление слов на слоги. Картотеки: «психогимнастика и игры на релаксацию». «Гимнастика для глаз». «Игры на развитие голоса». «Развитие фонематического восприятия». «Физминутки и пальчиковые игры».
Материал для работы с родителями: ширмы, консультации, вставки для стендов, альбомы.
Материалы для работы с воспитателями: рекомендуемые игры, упражнения, консультации. Коррекционно-речевое направление. Физкультурно-оздоровительное направление. Коррекционно-речевое направление.
 Основными задачами учителя – логопеда на логопункте являются: осуществление необходимой коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста; формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи; своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития; реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи; взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей и пропаганда логопедических знаний среди педагогов МБДОУ, родителей воспитанников (законных представителей).